В последнее время в ходе дискуссий о создании саморегулируемой организации компаний-операторов все чаще возникают вопросы о том, не расходятся ли коренным образом интересы участников такой СРО и их клиентов и что в же делать так называемым кэптивным операторам?

Как известно, для создания СРО (в любой области) некоммерческому партнерству необходимо, помимо выполнения прочих условий, иметь в своем составе как минимум 25 участников. НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», насчитывающее сейчас 16 членов, активно ведет работу по привлечению новых операторов. Однако, как выяснилось, далеко не все хотят влиться в стройные ряды НП.

В частности, по информации ИА «РЖД-Партнер.Ру», ООО «Уралхим-Транс» не намерено вступать в НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава». Причина проста. По словам директора компании Сергея Момцемлидзе, большинство участников данного некоммерческого партнерства – это независимые операторские компании, целью которых в первую очередь является получение доходов от грузовладельца. «Уралхим-Транс» в отличие от них, прежде всего – специализированная компания холдинга, деятельность которой направлена на снижение транспортной составляющей в цене сырьевых компонентов и готовой продукции «Уралхима». Таким образом, интересы компании и большинства членов НП расходятся. В результате (в случае вступления в Совет) при принятии решений ООО может остаться в меньшинстве, а Совет рынка впоследствии будет реализовывать невыгодные для грузовладельцев решения, в том числе и от его лица.

Как пример конфликта интересов, компания приводит инициативу Совета рынка о необходимом внесении грузоотправителями в ГУ-12 сведений о собственниках вагонов. По словам С. Момцемлидзе, это приведет к значительным трудностям для грузовладельцев по администрированию планирования перевозок, а также к возникновению дополнительных затрат по маневровым операциям на подъездных путях.

Насколько нам известно, подобного мнения придерживаются сегодня многие представители транспортных компаний, непосредственно связанных с крупными холдингами-грузовладельцами, а также являющихся грузовладельцами. Директор по транспортной логистике ООО «Минерал групп» Алексей Санников также считает, что интересы СРО операторов и их клиентов зачастую противоположны, и вполне вероятно, что для защиты своего сообщества грузовладельцам (и их кэптивным операторам), скорее всего, необходимо будет создать собственную СРО.

Исполнительный директор Совета рынка Дмитрий Королев комментирует позицию операторских компаний, не собирающихся вступать в НП именно по этим причинам, следующим образом. Во-первых, он считает, что завершение процесса передачи инвентарного парка в зависимые операторские компании ОАО «РЖД» придаст новую социальную ответственность всему операторскому сообществу. Принятие на себя социальных обязательств, с одной стороны, будет накладывать на бизнес дополнительные требования, а следовательно и дополнительные затраты, но, с другой стороны, станет гарантией долгосрочного существования операторского бизнеса.

«Конечно, в условиях непрозрачности и отсутствия социальных обязательств спотовая доходность отдельных операторов может быть выше. При этом компании, ориентированные на такую доходность, фокусируют свои усилия только в высокодоходных сегментах перевозок, игнорируя сегменты с низким уровнем доходности», – считает Д. Королев.

Ранее социальная ответственность за перевозки во всех сегментах ложилась на ОАО «РЖД». Но в результате создания ОАО «ВГК» ситуация кардинально меняется. Жаль, отмечают в Совете рынка, что коллеги из «Уралхим-Транса» недооценивают глубину этих изменений. Тем более что ООО, являясь дочерней транспортной кэптивной компанией ОАО «ОХК «Уралхим», обеспечивает транспортную безопасность головной производственной компании и де-факто уже взяло на себя такие обязательства.

«Я как исполнительный директор НП «Совета рынка» и советник старшего исполнительного вице-президента ОАО «СИБУР Холдинг» прекрасно осознаю ту глубину влияния, которое оказывает структурная реформа транспорта на операционные и инвестиционные бизнес-программы у вертикально интегрированных производственных холдингов. Участие кэптивных (по отношению к производственным холдингам) компаний в НП, таких как ООО «Металлоинвесттранс», ООО «ММК-Транс», ООО «Независимая транспортная компания», ЗАО «СИБУР-Транс», обеспечивает прямое влияние производственных компаний на деятельность партнерства и, следовательно, на принимаемые им решения. Мы не являемся закрытым элитарным клубом. Никто не ограничивает присутствие представителей участников НП на заседаниях коллегиальных органов партнерства и всемерно поддерживается их активное участие в обсуждении при принятии решений», – подчеркивает Д. Королев.

В самом деле, некоторые кэптивные операторы уже вошли в Совет рынка, очевидно найдя для себя в членстве в НП определенные выгоды или же заранее таким образом «перестраховавшись». В то же время мы пока не наблюдаем массового потока операторов, желающих вступить в Совет рынка (из почти 3000 компаний-операторов там, как было уже указано, пока только 16). Возможно, причиной тому – неясные перспективы развития института саморегулирования на железнодорожном транспорте. С другой стороны, мы бы не исключали и вероятность того, что часть специализированных транспортных компаний, принадлежащих крупным производственным холдингам, все же предпочтет вступить в СРО грузовладельцев, если таковая будет создана. Благо, закон не ограничивает число саморегулируемых организаций, действующих в рамках одной отрасли. К тому же, на рынке перевозок для ведения профессиональной деятельности участие в СРО пока не обязательно.

Участник каталога LOGISTIC.RU Рейтинг@Mail.ru