Транспортное законодательство должно распространяться на ППЖТ

О том, как Ассоциация предприятий промышленного железнодорожного транспорта «Промжелдортранс» в год своего 15-летия продолжает отстаивать права транспорта необщего пользования, рассказывает президент «Промжелдортранса» Александр Кукушкин.

– Александр Иванович, какова сегодня, по прошествии 15 лет, роль ассоциации в сфере защиты интересов ППЖТ?

– Приоритетными задачами «Промжелдортранса» в условиях проводимой структурной реформы являются прежде всего объединение усилий и координация деятельности ППЖТ по повышению качества транспортного обслуживания грузовладельцев, полное удовлетворение возрастающего спроса на их работы и услуги, связанные с перевозочным процессом, а также эффективное взаимодействие с железными дорогами – филиалами ОАО «РЖД».

ППЖТ, отнесенные законодательством к транспорту необщего пользования, продолжают оставаться важной составляющей железнодорожной отрасли. Они обеспечивают непрерывность технологического процесса производства обслуживаемых предприятий и перевозочного процесса. Без ППЖТ невозможно обеспечение потребности региональных компаний в доставке и вывозе железнодорожным транспортом социально значимых народно-хозяйственных грузов.

Ассоциация обеспечивает тесный контакт ППЖТ друг с другом и является основной дискуссионной площадкой для рассмотрения проблем их функционирования и взаимодействия с ОАО «РЖД» и пользователями услуг. Предложения по разрешению таких вопросов готовятся совместно для дальнейшего представления в соответствующие федеральные органы исполнительной власти с целью внесения необходимых изменений в нормативную документацию. За время своей работы ассоциация зарекомендовала себя не только в транспортном сообществе, но и в работе с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями.

– Насколько плодотворна деятельность ассоциации в сфере инициатив, касающихся изменения железнодорожного законодательства?

– Используя различные формы работы (участие в рабочих группах, экспертных советах и т. д.), мы стараемся участвовать в процессе создания современной законодательной и нормативно-правовой базы в сфере железнодорожного транспорта, устанавливающей равноправные нормы для транспорта общего и необщего пользования. Действующие в настоящее время Закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав, принятые в 2003 году, конечно, уже не отвечают современным требованиям, хотя в них есть некоторые паритетные нормы, которые следовало бы сохранить.

Ассоциация принимала самое активное участие в деятельности рабочей группы министерства по разработке изменений в данных законопроектах. В концепциях проектов закона и устава наши предложения были учтены практически в полной мере, чего, к сожалению, нельзя сказать о самих законопроектах.

С одной стороны, ассоциации удалось отстоять распространение многих норм и положений проекта закона на организации железнодорожного транспорта необщего пользования. В частности, существенно изменен его понятийный аппарат, введены новые статьи и положения, касающиеся деятельности всех участников перевозочного процесса, и в том числе ППЖТ. Предусмотрена разработка Правил оказания услуг по транспортному обслуживанию пользователей услуг железнодорожного транспорта на транспорте необщего пользования и Правил выполнения работ (услуг) на данном виде транспорта. Есть заверения руководства Минтранса и ФСТ, что в законе будут учтены наши предложения в части разработки и утверждения соответствующими федеральными органами единой Методики по расчету и формированию тарифов на работы и услуги на путях необщего пользования, обязательной к применению во всех регионах.

Ситуация с проектом Устава гораздо сложнее. Законопроект не соответствует утвержденной концепции и подготовлен с учетом интересов только одной стороны – ОАО «РЖД». Все наработки и согласованные редакции на заседаниях рабочей группы Минтранса забыты. Ассоциацией неоднократно предоставлялись в министерство и другие федеральные органы исполнительной власти, в Госдуму РФ предложения и замечания с соответствующими обоснованиями. Пока никакой положительной реакции не последовало. Особенно нас беспокоит наличие в проекте закона неравноправных норм, касающихся владельцев железнодорожных путей необщего пользования, – заметна попытка их вытеснения с рынка транспортных услуг.

По мнению специалистов нашей ассоциации, многие положения проекта устава, касающиеся деятельности ППЖТ как владельцев инфраструктурных комплексов транспорта необщего пользования, нуждаются в доработке. Приоритет при оказании услуг на таких путях должен быть у их владельца, а проект предусматривает заключение договоров на эксплуатацию железнодорожного пути между перевозчиком и контрагентом без участия его владельца.

Информация о сроках рассмотрения и принятия законопроектов сейчас противоречива: Минтранс заверяет, что сначала будет принят закон, а работа над уставом будет завершена в 2011 году. В то же время представители Госдумы РФ и ОАО «РЖД» на совещаниях разного уровня и в прессе заявляют, что законы будут приниматься пакетом, то есть одновременно, и это, конечно же, логично.

Наши предложения и замечания к данным документам направлены во все заинтересованные федеральные органы и Госдуму РФ, и мы все-таки надеемся быть услышанными. Работа над законопроектами пока продолжается. И мы будем использовать все возможности для изменения сложившейся ситуации.

В то же время положительным результатом взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти является включение положений, касающихся железнодорожного транспорта необщего пользования в постановления правительства РФ № 611 от 12 октября 2006 года «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и № 582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Специалисты ППЖТ – члены ассоциации – включены в состав рабочей группы Минэкономразвития для разработки Методики определения арендной платы.

Кроме того, дирекция ассоциации оказывает содействие ППЖТ в разрешении различных конфликтных ситуаций, связанных с применением законов и правил, в федеральных органах исполнительной власти. Ни одно из обращений не остается без внимания. Мы работаем в контакте с Минтрансом, Росжелдором, ФАС, ФНС и РЖД, и это дает определенные результаты.

– Какими Вы видите перспективы развития ассоциации в условиях дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта?

– Ассоциация – живой, развивающийся организм: меняется ее состав, приходят молодые энергичные руководители – и это естественно. Надеемся, что в будущем многие задачи, стоящие перед ППЖТ, будут решаться при активном их содействии.

А мы по-прежнему участвуем и продолжим участвовать во всех мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, Госдумой, общественными организациями.

У нас есть много предложений для улучшения функционирования ППЖТ и повышения качества обслуживания клиентов. В частности, это касается вопроса формирования и регулирования тарифов на работы и услуги ППЖТ. Вопрос этот, что называется, с бородой, но, к сожалению, его решение затягивается. Мы готовы рассмотреть участие ППЖТ в так называемом сквозном тарифе, при котором грузовладелец заплатит один раз за все операции перевозчику, который затем будет расплачиваться со всеми участниками перевозочного процесса.

Кроме того, мы считаем необходимым разработать систему повышения квалификации и аттестации работников железнодорожного транспорта. Создать единую систему обучения и выдачи свидетельств машинистам на право управления локомотивом на железнодорожном транспорте как общего, так и необщего пользования. На наш взгляд, эти функции следует передать от ОАО «РЖД» Ространснадзору.

Участник каталога LOGISTIC.RU Рейтинг@Mail.ru