Крупнейший российский порт подсчитывает потери от запрета на экспорт
Новороссийский морской торговый порт (НМТП) готовится к финансовым потерям от государственного запрета на экспорт зерна. По оценке аналитиков, потери НМТП в выручке до конца года могут составить до $40 млн. Смягчить удар могут только транзитные потоки зерна из Казахстана, но на все "зерновые" порты этих объемов явно не хватит, отмечают эксперты.
Крупнейший в стране Новороссийский морской торговый порт прогнозирует существенные потери из-за правительственного запрета на экспорт зерна. "Объявленный правительством запрет на экспорт российского зерна с 15 августа 2010 года скорректирует наши плановые показатели по данному грузу на второе полугодие текущего года,— приводятся в пресс-релизе компании слова председателя совета директоров и совладельца НМТП Александра Пономаренко.— Как и во время действия экспортных пошлин на зерно в первой половине 2008 года, мы будем работать над привлечением транзитных грузопотоков, а некоторый период возможного простоя оборудования будет использован для выполнения необходимых регламентных работ",— добавляет он, добавляя, что "негативный эффект на финансовые показатели" группы оценивается как "умеренный". Более точно будущие потери в компании не называют, равно как и объемы транзита, которые порт намерен привлечь до конца года.
Объемы перевалки зернового терминала НМТП в 2009 и 2010 году практически совпадают, за семь месяцев 2010 года перевалено 5,2 млн тонн, что на 3,9% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Согласно отчетности компании, с августа по декабрь 2009 года НМТП отгрузил порядка 4 млн тонн зерна, что сделало вклад в выручку на уровне $51 млн. Тем не менее аналитики Morgan Stanley, опубликовавшие прогноз влияния запрета на экспорт зерна на бизнес НМТП, рассчитывают, что по итогам 2010 года выручка компании от перевалки зерна сохранится на уровне 2009 года при условии полной загрузки мощностей. В результате при оценочной рентабельности по EBITDA перевалки зерна в 70% она принесет порту $80 млн в итоговой EBITDA (доля в общем показателе 18%), считают в Morgan Stanley. Менее оптимистична аналитик "ВТБ-Капитала" Елена Сахнова: по ее мнению, потери НМТП от запрета на зерновой экспорт могут составить порядка $40 млн в выручке и около $30 млн в EBITDA. "Но следует иметь в виду, что после отмены запрета с начала 2011 года объемы зернового экспорта резко возрастут, что позволит компании компенсировать эти потери, как уже было в 2008 году после введения экспортных пошлин",— добавляет аналитик.
Стремясь компенсировать будущие потери, экспортеры с начала августа пытаются ускорить отгрузку зерна (согласно постановлению правительства, она должна полностью прекратиться 15 августа). ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) даже ввело ограничения на отгрузку зерна в адрес НМТП 6 августа, то есть на день раньше общего конвенционного запрета на экспорт зерна. Одновременно монополия обратилась в Российский зерновой союз с жалобой на НМТП, потребовав президента союза Аркадия Злочевского "принять необходимые меры по организации своевременной выгрузки вагонов с экспортным зерном". Господин Злочевский вчера подтвердил , что в Новороссийске невыгруженными остаются порядка 1,9 тыс. вагонов с зерном, в порту Туапсе — 750, а всего на предпортовых станциях "застряло" 360 тыс. тонн зерна. Главная причина затора — разрушение устоявшейся логистики зерна в порту в связи с информацией о запрете на экспорт, говорит президент РЗС. Раньше, для ускорения отправки судов, ожидающих загрузки в порту, трейдеры договаривались друг с другом о замещении объемов до полной загрузки судов. "Но после известия о запрете экспортеры стали стремиться быстрее вывезти именно свой груз, что и привело к простоям вагонов",— пояснил господин Злочевский.
Аналитики отмечают, что убытков следует ждать и другим морским портам, через которые экспортируется зерно: Ростовскому, Туапсинскому и Ейскому. "Порты могут рассчитывать только на транзитные потоки из Казахстана, но в связи с повышением цен, вызванных запретом экспорта из России, транзит тоже изменит свою логистику в пользу более длинных плеч",— считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. По его мнению, хуже всего придется Ростовскому порту, поскольку казахское зерно может уйти в Новороссийск, а новый зерновой терминал в Туапсе так и не выйдет в этом году на проектную мощность. Пострадает и железнодорожный оператор "Русагротранс", монопольно владеющий парком российских зерновозов, считает господин Безбородов. Но в самой компании убеждены, что потери будут несущественными, поскольку уже сейчас 90% парка компании занято на внутренних перевозках, которые будут неизбежно расти в ближайшие месяцы.